Думаю, в поисках ответа на вопрос «почему так трудно доходят до людей простые, легко поддающиеся логическому объяснению истины?» интересно было бы подумать над цитатой из «Подростков» Ф.М.Достоевского:
- Тут, очевидно, недоумение, - ввязался вдруг Васин. – Ошибка в том, что у Крафта не один логический вывод, а, так сказать, вывод, обратившийся в чувство. Не все натуры одинаковы; у многих логический вывод обращается иногда в сильнейшее чувство, которое захватывает всё существо и которое очень трудно изгнать или переделать. Чтоб вылечить такого человека, надо в таком случае изменить самое это чувство, что возможно не иначе как заменив его другим, равносильным. Это всегда трудно, а во многих случаях невозможно. - Ошибка! – завопил спорщик, - логический вывод сам по себе разлагает предрассудки. Разумное убеждение порождает то же чувство. Мысль выходит из чувства и в свою очередь, водворяясь в человеке, формулирует новое! - Люди очень разнообразны: одни легко переменяют чувства, другие тяжело, - ответил Васин, как бы не желая продолжать спор; но я был в восхищении от его идеи. - Это именно так, как вы сказали! – обратился я вдруг к нему, разбивая лёд и начиная вдруг говорить.- Именно надо вместо чувства вставить другое, чтоб заменить. ...Я, может быть, один там и понял, что такое Васин говорил про «идею-чувство»! Мало опровергнуть прекрасную идею, надо заменить её равносильным прекрасным; не то я, не желая ни за что расставаться с моим
...
Читать дальше »
|
Изуродованное общественное сознание, изуродованная логика рассуждений, изуродованная нравственность многих людей, даже хорошо образованных, широко известных гуманитариев, наглядно проявляется в трактовке некоторых, получивших большой общественный резонанс, житейских историй. Рассмотрим для примера историю гибели отрока-мученика Павлика Морозова. В массовом сознании о нём было создано два противоположных мифа. Согласно первому мифу, Павлик Морозов был неким высокоидейным пионером, сознательно разоблачавшим врагов Октября, кулаков, замышлявших преступления против советской власти и т.п. И его высокая принципиальность в этой борьбе выразилась в том, что он не пощадил даже родного отца, раскрыв перед властью его преступления. По этому мнению подросток, предатель своего отца, выставляется как герой, как пример для подражания. Ему ставят памятники, его именем называют улицы, о нём слагают стихи… В соответствии со вторым мифом Павлик Морозов олицетворяет фанатическую приверженность тоталитарной идее и преданность античеловечной власти, ради которой идёт на предательство родного отца. По этому мнению он выставляется как резко отрицательный герой, чья трагическая судьба не заслуживает даже жалости, а поступок его убийц – порицания. Самое удивительное, что почти все эти люди – хвалители и хулители - либо не знают СУЩНОСТИ ДЕЛА, либо скрывают её и ЛОЖНО истолковывают. Что же произошло тогда, в
...
Читать дальше »
| |